?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Aug. 7th, 2008

ИЗ СПРАВКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ ЦК ВКП(б) «О СОСТОЯНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ»
Не позднее 16 июня 1941 г.
Секретарям ЦК ВКП(б)
тов. Андрееву А.А., тов. Жданову А.А.
тов. Маленкову Г.М., тов. Щербакову А.С.
СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ
Итоги работы советской кинематографии за 1940 год и первый квартал 1941 года свидетельствуют о том, что Комитет по делам кинематографии и киностудии работают неудовлетворительно.

План производства художественных фильмов в 1940 году не выполнен. Из намеченных к выпуску 58 картин в 1940 г. на экран вышли только 28 картин: 12 картин перешли на 1941 г. из-за неоднократных переделок в процессе производства, 5 фильмов были сняты с производства вследствие непригодности сценариев, после того, как на них были затрачены большие средства, 6 картин не были выпущены на экран как не обеспеченные сценариями.
Из 12 фильмов, перешедших на 1941 год, к 10 мая закончены лишь 7 картин.
Многие кинофильмы, вышедшие на экран в 1940 г. и в первом квартале 1941 г., сделаны на крайне низком идейно-художественном уровне. К ним относятся: «Любимая девушка», «Приятели», «Пятый океан», «Случай в вулкане», «Дружба», «Девушка с того берега», «Брат героя», «Люди нашего колхоза», «Небеса», «Девушка из Хидобани», «Новый горизонт», «Будни» и ряд других.
По своей тематики и содержанию они далеки от насущных задач социалистического строительства и коммунистического воспитания трудящихся.
За 1940 год не создано ни одного оборонного художественного фильма. Большинство кинокартин являются незначительными произведениями на бытовые темы, при этом быт советских людей изображается неправильно, извращенно. Персонажи многих картин — серенькие люди, с мелкими страстя¬ми и мещанскими идеалами.
В картине «Любимая девушка» (автор сценария Нилин, режиссер Пырьев) муж и жена расходятся в первую брачную ночь, так как они не могут установить, кто является главой семьи.
В картине «Парень из тайги» (авторы сценария Филимонов и Дистлер, режиссеры Преображенская и Правов) в качестве зачинателя стахановского движения выведен только что пришедший на золотой прииск из тайги молодой старатель. В поступках героя отсутствует общественный смысл и идейность. Все в нем определяется тщеславием и самолюбием. Стахановское движение в фильме показано неправильно. Главное действующее лицо картины, Степан Потанин становится стахановцем исключительно из-за любви к Галине Полевой — инженеру шахты.
В основе сюжета кинофильма «Случай в вулкане» (автор сценария Розенфельд, режиссер Кулешов), лежит история двух молодых людей, попавших в экспедицию для исследования кратера вулкана. Один из них, Латонин — слабохарактерный, трусливый человек, неожиданно совершает героический подвиг, который никак не вытекает из его характера и поступков. Второй герой, Шаталов — развязный, недисциплинированный на производстве человек, сбежавший с поста во время катастрофы, неоправданно становится героем.
Картина по существу пропагандирует снисходительное отношение к трусости и шкурничеству на том основании, что сегодняшний трус и хулиган завтра может стать героем.
В ряде фильмов путь человека нашей эпохи представлен легким и беспечным: шофер Говорков в фильме «Музыкальная история» в течение года становится знаменитым оперным певцом. Столь же легок путь Тани Морозовой — героини фильма «Светлый путь», которая без всяких усилий проходит путь от домашней работницы до знатного человека страны. Широков в картине «Пятый океан» из малограмотного, темного парня делается Героем Советского Союза, ничем не завоевав этого высокого звания. Это относится и к ряду героев других картин. Все они с чрезвычайной легкостью и быстротой, без упорного труда превращаются в выдающихся певцов, стахановцев, орденоносцев, Героев Советского Союза.
Такое извращенное изображение нашей действительности воспитывает у людей беззаботность, беспечное отношение к жизни.
В 1940 и 1941 годах сделан ряд идеологически вредных фильмов. Кроме фальшивого фильма «Закон жизни», запрещены следующие картины: «Гость» — сценарист Канторович, режиссер Минкин; «Рубиновые звезды» — сценарист Ржешевский, режиссер Усольцев; «Танкер "Дербент"» — режиссер Файнциммер; «Старый наездник» — сценаристы Вольпин и Эрдман, режиссер Барнет; «Сердца четырех» — сценаристы Файко и Гранберг, режиссер Юдин.
В этих фильмах, как правило, изображаются люди, лишенные общественных интересов, беспечные, ведущие праздный, беззаботный образ жизни.
Искусственно вырывая людей из нормальной общественной среды, постановщики фильмов идейно опустошают героев своих картин, ограничивая их интересы узким мирком личной жизни. Авторы комедийных фильмов, вместо высмеивания действительных пороков и недостатков, намеренно оглупляют советских людей, ставят их в нелепое положение и делают это предметом зубоскальства. Характерен в этом смысле запрещенный фильм «Старый наездник» (авторы сценария Вольпин и Эрдман, режиссер Барнет). Старый, в свое время знаменитый наездник Московского ипподрома Трофимов на бегах терпит неудачи. Он состарился и крайне болезненно переживает успехи более молодых соперников. Трофимов скрывается от людей и уезжает в деревню, в колхоз. Здесь он готовит колхозную лошадь к рысистым испытаниям. При первом же заезде на ипподроме эта лошадь, управляемая колхозным конюхом, учеником Трофимова, берет первый приз. Самолюбие старого наездника удовлетворено. Этот фильм является клеветой на советскую действительность. Авторы фильма высмеивают все новое, что пришло в деревню с колхозным строем: автомобиль, выигранный врачом, который беспрерывно застревает в грязи, говорящее письмо со вздорным содержанием, парашютная вышка, вызывающая страх у героев фильма и т.д. Колхоз показан как сборище чудаковатых людей, ведущих праздный образ жизни. Единственным занятием колхозников является вытаскивание постоянно застревающей в грязи машины врача.
Хорошие советские люди наделены самыми низменными чувствами алчности, соперничества, зависти, мелкособственническими тенденциями. Трофимов ненавидит своего соперника, победителя на скачках. Подросток колхозница Маруся сливает в один бидон шампанское, вино, водку, квас, чтобы это не досталось другим. Председатель колхоза никем не занимается и озабочен одним желанием — приобрести легковую машину. Честный, пре¬данный своему делу районный врач-женшина выглядит жалкой и беспомощной, авторы издевательски заставляют ее на протяжении всего фильма ездить на машине ЗИС, которой она не умеет управлять и постоянно терпит аварии.
Московский ипподром в фильме ничем не отличается от любого капиталистического предприятия этого типа с темными дельцами, азартной игрой, трактирным весельем. Публика представлена проходимцами, мечтающими о миллионных выигрышах.

Кинофильм «Сердца четырех» (сценарий Файко и Гранберг, режиссер Юдин) представляет собой образец безыдейного произведения. Советские люди выведены в нем мелкими и легкомысленными.
Лейтенант Колчин ухаживает за молодой девушкой Шурой Мурашевой. Шура увлечена Колчиным, бегает к нему на свидания, пропускает уроки, плохо учится и проваливается на экзамене. Считая Шуру ребенком, и не питая к ней глубоких чувств, Колчин ухаживает за ней ради развлечения. Он звонит к ней на квартиру, назначает свидания, подносит цветы. Встретившись случайно с Галиной, сестрой Шуры, он вскоре начинает новый роман. В свою очередь, Шура увлекается новым поклонником молодым научным работником Глебом Заварцевым, который до этого был влюблен в Галину. Подобно Колчину, он также порхает от одного увлечения к другому. Такое мелкобуржуазное изображение жизни советских людей воспитывает чуждую советскому народу мораль, несерьезное отношение к собственному чувству, своим обязанностям в отношении к любимому человеку.
Советская действительность показана в фильме в извращенном виде. Люди живут праздно и беззаботно.
Жизнь Красной Армии в лагерях показана как отдых на даче, где нет и в помине боевой учебы красноармейцев и командиров. Мирно и лениво протекает жизнь лагеря. Представители советской интеллигенции, научные работники и командиры Красной Армии замкнуты в кругу личных бытовых интересов.
Кинофильм «Танкер "Дербент"» (режиссер Файнциммер) рассказывает о том, как самый отсталый среди кораблей Каспия танкер становится передовым и образцовым. Однако борьба танкера за первенство показана фальшиво и извращенно. Советские моряки изображены опустившимися людьми, пьяницами и хулиганами. Капитан танкера «Дербент», безвольный человек стремится уйти от ответственности за порученное ему дело и смотрит совершенно равнодушно на творящиеся вокруг него безобразия и преступления. Единственный положительный персонаж картины, противопоставляемый этому мрачному окружению, представлен в образе механика Басова, резкого и неуживчивого на работе человека, грубого и нечуткого в отношении своей семьи.
Идея социалистического соревнования рождается в кабаке во время кутежа двух команд. Побудительным мотивом соревнования явилась зависть пьяных матросов танкера «Дербент» к матросам танкера «Агамали». На всем протяжении фильма нарочито подчеркивается невежество и некультурность советских людей.
Чем объясняется неудовлетворительная работа кинематографии? Прежде всего тем, что Комитет по делам кинематографии не сумел навести порядка в сценарном деле. Подготовка сценариев в Комитете поручена малоквалифицированным людям и в значительной степени пущена на самотек. Кадры кинодраматургов-профессионалов крайне малочисленны и не могут удовлетво¬рить потребности кинематографии в сценариях. Все это приводит к тому, что Комитет принимает к производству нередко наспех написанные, недоработанные сценарии, в расчете на то, что они будут выправлены в процессе постановки. Многие картины из-за плохих сценариев браковались в процессе производства («Айна», «Хамза», «Люди маленького города», «Политрук Колыванов», «Гибель вражеской эскадры» и другие).

Ряд кинокартин, начатых производством по негодным сценариям, подвергается неоднократным переделкам и подолгу задерживается в производстве, сильно удорожая картины. Так, на постановку фильма «Первая Конная», который начали снимать в 1939 году, израсходовано около 8 млн. руб., а карти¬на до сих пор не закончена. На постановку кинофильма «Синяя птица» бы¬ло израсходовано 2 300 тыс. руб., после чего сценарий переделан заново. Так же обстояло дело с кинокартиной «Два командира», на которую было затрачено 2 500 тыс. руб., после чего картина коренным образом переделывалась. В 1940 г. переделки в процессе съемок и забракованные фильмы обошлись государству в 13 млн. руб.
Существующая в Комитете организационная структура мешает правильной постановке дела. Сценарный отдел оторван от Главного управ-ления по производству художественных фильмов. Он заказывает и принимает сценарии без учета производственных требований. Главк художественных фильмов вынужден принимать к производству сценарии, разработанные без его участия и, как правило, перерабатывает их. Комитет плохо знает творческие кадры и неправильно использует их. Основная группа ведущих режиссеров длительное время не участвует в производстве. Режиссеры Эйзенштейн, братья Васильевы, Бек-Назаров, Чиаурели, Козинцев и другие не участвовали в постановке по два и даже по три года. Наряду с этими постановщиками картин назначаются малоквалифицированные режиссеры, вследствие чего в ряде случаев за время съемки кинокартины меняется два-три режиссера. Так, в процессе съемки картин «Бабы», «Случай в вулкане»1 сменилось по три режиссера. В картинах «Два командира», «Таинственный остров» , «Брат героя»  сменилось по два режиссера.
Грубые идеологические ошибки некоторых постановщиков картин являются следствием их низкого идейно-политического уровня. Незнание советской действительности, непонимание сути многих общественных явлений приводит сценаристов и режиссеров к выдумыванию искусственных, часто фальшивых, идущих в разрез с жизнью ситуаций и коллизий и к ошибкам в освещении советской действительности.
Незнание истории революционной борьбы рабочего класса и большевистской партии, непонимание роли личности в истории приводит сценаристов к политическим ошибкам. В сценарии «Хамза» (авторы Шклов¬ский, Абасов и Мухамедов) извращенно показывают социалистическое строительство в Узбекистане. Борьба партии и узбекского народа за построение социализма подменена в сценарии борьбой героя-одиночки, поэта Хамзы. Только политической неграмотностью авторов сценария «Чукотка» Кнорре и Семушкина можно объяснить тот факт, что они свели всю огромную революционно-преобразовательную работу партии и советов на Дальнем Севере к чисто культурнической, миссионерской деятельности культбазы.
Комитет по делам кинематографии не воспитывает творческих работников кино. Отсутствует критика выпускаемых фильмов. Ошибки и недостатки отдельных картин не обсуждаются с режиссерами. Даже постановщики запрещенных фильмов подробно не информируются о причинах запрещения картин. Не проводятся творческие дискуссии по важнейшим проблемам кинематографии и отдельным кинофильмам.

Неудовлетворительная работа кинематографии в 1940 году обязывала Комитет по делам кинематографии принять все меры к решительному улучшению производства кинофильмов в 1941 году. Однако тематический план комитета на 1941 год и работа кинопромышленности в первые четыре месяца 1941 года говорят о том, что работники кино не извлекли для себя никаких уроков из прошлых ошибок.
План 1941 г., предусматривающий выпуск 45 кинокартин, опять оставляет советское кино в стороне от насущных вопросов социалистического строительства. За исключением неудачного фильма «Парень из тайги», в плане нет ни одного фильма, отображающего социалистическую промышленность, стахановское движение. О колхозном строительстве намечен всего один фильм «Годы молодые», но он не обеспечен сценарием.
Серьезный недостаток в работе кинематографии в 1940 г. — отсутствие оборонных фильмов — не устранен и в 1941 году. В плане 1941 года намечен всего один оборонный фильм «Фронтовые подруги».
Качество многих сценариев плана 1941 г. неудовлетворительно. По слабым, недоработанным сценариям начато производство картин «Лермонтов», «Киров», «Миргород», «Прокурор республики» и ряд других. Комитетом приняты к производству явно негодные сценарии «Чукотка», «Антон Иванович сердится», «Боксеры», «Моцарт», «Хамза», «Огни Колхиды».
В целях коренного улучшения работы художественной кинематографии и повышения идейно-политического и художественного уровня кинофильмов необходимо провести следующие мероприятия:
1. Коренным образом изменить практику сценарной работы Комитета: укрепить руководство и аппарат сценарных отделов Комитета и студий квалифицированными литературными работниками, писателями, крити¬ками. Привлечь к сценарной работе в кино более широкий круг писателей. Повысить требования к идейному и художественному содержанию сценариев. Прекратить практику производства картин по незаконченным и недоброкачественным сценариям. Изменить организационную структуру в Комитете, подчинив сценарный отдел Главку художественных фильмов.
2. Решительно улучшить руководство Комитета студиями и творческими работниками кино. Обеспечить правильное и равномерное использование ведущих режиссеров: покончить с таким совершенно нетерпимым явлением, когда виднейшие режиссеры годами не участвуют в постановке картин.
3. В целях идейно-политического и художественного воспитания работников кино, повышения их мастерства ввести в практику работы Комитета систематическое проведение творческих конференций, дискуссий по вопросам киноискусства для обсуждения отдельных фильмов и сценариев. Обеспечить широкое привлечение к обсуждению литературных сценариев и выпускаемых фильмов партийных, комсомольских, советских работников, критиков, писателей, деятелей науки и искусства.
4. Обязать Комитет в кратчайший срок выправить положение в национальных студиях, укрепить их квалифицированными руководителями и творческими кадрами, принять меры к улучшению их технического оснащения.
Зам. начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Д. ПОЛИКАРПОВ
Зав. отделом культпросветучреждений Т. ЗУЕВА

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
panzer_papa
Aug. 7th, 2008 08:37 am (UTC)
Да, сколько знакомых названий советской классики!
denizzzka
Aug. 16th, 2008 05:24 pm (UTC)
Товарищ Сталин был большой любитель кино.
И лично смотрел каждый новый фильм перед тем как пустить фильм в прокат.
Однажды ему показывают новую картину про то как на одной из совецких
строек орудовал шпион-диверсант...
Сталин посмотрел кино и говорит: "С точки зрения идеологии фильм не
выдерживает критики... поэтому надо расстрелять режиссера, сценариста,
всех актеров, занятых в съемке, всю массовку и весь киноперсонал..."
Главный режиссер с бледным как простыня лицом: "Товарищ Сталин, может
быть внести изменения в сценарий??? Допустим, шпион проникается духом
совецких рабочих, перевоспитывается и становится передовиком???"

Сталин подумал, затянулся трубкой и говорит: "... ну или так..."
( 2 comments — Leave a comment )